Процитирую публикацию с сайта Министерства культуры:
В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра.
Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования. Мероприятия Года охватят все регионы Российской Федерации.»
Очень хочется, чтобы Год Театра прошел максимально интересно во всех школах, домах детского творчества и библиотеках страны. Я набросала несколько идей для тематических мероприятий и образовательных проектов. От всей души надеюсь, что вам что-то из этого списка пригодится в работе.
Распределите эти мероприятия по возрастным группам. В одних будут участвовать только учащиеся начальной школы, в других — ученики 5-9 классов, что-то приберегите для старшеклассников. На финальном театральном празднике участвуют победители всех возрастов.
1. Фотовыставка (конкурс) «Герой ненашего времени»
Пусть это будут ростовые или поясные портреты детей в театральных образах. Размер — 20×30 см. Побеждает тот, кто сумеет максимально артистично передать образ героя в одном кадре.
После того, как дети сдадут фото, развесьте рядом схожие по теме снимки: сказочных героев (только в подписи должно быть подробно описано — «Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»), героев русской литературы (Онегиных и Татьян всегда много), героев зарубежной литературы (тут лидируют Ромео и Джульетта) и т.д.
Портреты можно разместить и в электронном виде на сайте школы или создать отдельную группу Вконтакте для массового голосования.
2. Темы для конкурса рисунков и поделок
Для того, чтобы было много участников, предложите на выбор разные темы:
• «Афиша» (выбрать пьесу или сказку и нарисовать афишу с датой премьеры, фамилиями актеров и т.д.)
• «Костюм к спектаклю» (задание для будущих художников по костюмам, формат А4)
• «Декорации к спектаклю» (обязательно указывать название спектакля, формат А3)
• «Театральный занавес» (это хорошее задание для учеников 1-2 классов)
3. Театральный проект (презентация, исследование)
Лучше всего предложить детям найти информацию о театре, который есть в вашем населенном пункте. Пусть даже самом маленьком любительское театре! Дети, которые живут в больших городах, могут выбрать тот, в который больше всего любят ходить. Пусть это будет «История театра (в моем городе)», или проект «Артист, который родился в моем городе» («Земляки»), в котором дети расскажут об известном театральном режиссере, актере, сценаристе или театральном художнике, который родился в вашем городе. Это нужная и достойная проектная деятельность в год театра.
4. Конкурс костюмов и театрального грима
Костюмы и грим участники подбирают сами, а вот дефиле обязательно нужно отрепетировать. Сольный выход, выход по 2-3 человека, финальный парад всех персонажей. Не должно быть хаоса и суеты. Четко определите последовательность выходов, подберите музыку и цитаты из произведений, герои которых будут появляться на сцене. Научите участников позировать фотографу, замирая на пару секунд в определенном месте сцены с хорошим освещением.
5. Конкурс чтецов «Монолог»
В каждой школе есть активные участники таких конкурсов. Помогите выбрать фрагмент произведения, создайте подходящий антураж (торшер, шаль, письменный стол, свеча и т.д.) или подберите для фоновой презентации кадры из пьесы или иллюстрации из книги.
6. Сцена из спектакля (мюзикла, оперетты)
Подготовить даже небольшой отрывок, в котором участвуют от 2 до 10 человек, достаточно сложно. Хорошо, если в школе есть театральный кружок или творческая студия. Поручите подготовку таких сцен увлеченным детям, и все получится. Если таких отрывков подготовят совсем мало, разбавьте ими конкурс чтецов.
7. «Театр начинается с вешалки»
Это может быть интерактивная программа с двумя-тремя подготовленными ведущими, которые не просто рассказывают о театре, но и проводят с одним классом небольшие тематические игры, конкурсы, викторины. Задача — подготовить детей к осознанному походу в театр, начиная с гардероба, буфета и входа в зал. Рассмотреть на схеме, что такое партер, ложа, бельэтаж, амфитеатр, балкон. Познакомить с театральными профессиями. Разыграть шуточную театральную постановку, в которой роль декораций тоже выполняют люди, «заглянуть» в гримерную и за кулисы, отрепетировать эффектную массовую сцену, понять подсказки суфлера, выйти на поклон и т.д.
8. «В гостях у сказки» (кукольный театр)
Тут тоже можно начать издалека, поучиться делать кукол для кукольного театра (можно и папье-маше освоить при желании, можно смастерить героев сказки из других материалов). Если делать кукол сложно, купите готовые наборы (есть коробки с декорациями и персонажами, которые можно использовать для 2-3 спектаклей). Расскажите о кукловодах, найдите видео, на которых можно посмотреть закулисную работу этих профессионалов. Подготовьте маленькие спектакли с музыкой и записанными заранее репликами героев.
9. «Театральная профессия»
Можно, наверное, пригласить из театральной среды обаятельного рассказчика, который познакомит детей с театральными профессиями. Еще лучше, если вы раздадите эти профессии для изучения детям, дадите возможность каждому из них рассказать о своих обязанностях за 2-3 минуты. Информацию можно найти в интернете, рассказать все от первого лица. Вот эти профессии: капельдинер, актер, актриса, кукловод, суфлер, гример, художник по костюму, костюмер, художник-декоратор, балетмейстер, бутафор, звукорежиссер, светооператор, заведующий труппой, режиссер театра, постижёр, работник сцены и т.д.
10. Церемония вручения премии «Золотая маска» (ну или «масочка»)
Финальное мероприятие, на котором самые яркие артисты смогут продемонстрировать свои таланты, а победителям всех конкурсов эффектно вручат дипломы и награды, нужно подготовить обязательно. Как проходит церемония награждения, знают все. Фото «звезд» на красной дорожке и у фотозоны, объявление номинантов из конверта, слезы счастья, аплодисменты, слова благодарности, шутки, яркие актерские, танцевальные и музыкальные номера, холодный фонтан или конфетти-машина в финале.
Важно, чтобы дети побольше узнали о настоящей премии «Золотая маска» и ежегодно следили за профессиональными успехами артистов из разных городов России.
Наше предложение
Надеюсь на ваши дополнения и советы из практики. Пишите в комментариях идеи к году театра в России, о которых я забыла упомянуть.
Наши режиссеры готовы поставить спектакль с участием ваших детей на выпускной в 4 классе или просто к концу учебного года с 1-го по 10-й класс. Будут репетиции, костюмы, профессиональный звук и свет.
Ирина Панасьян — автор проекта «Снова Праздник».
Вся наша жизнь — игра! (Но все равно прошу давать ссылку на сайт,
если вы копируете мои идеи)
Снова Праздник
Лицо для контактов: Панасьян Ирина
Напишите мне: irina@snova-prazdnik.ru
Позвоните: +7 (925) 730-88-50 (Москва)
Еще можно сделать подборки видео одинаковых сцен, сыгранных в разное время в разных театрах. Например, финальная сцена из «Ревизора». Или монолог «Быть или не быть» в исполнении разных артистов. Чтобы показать, как важна роль актера в пьесе, насколько по-своему можно сказать одну и ту же фразу.
Ирина огромное спасибо за ваши советы, короткие зарисовки, в рамках предложенной темы, но сразу появляются идеи что можно сделать! Спасибо. Будем к вам заходить на страничку чаще!
Спасибо большое,Ирина! Очень понравились ваши идеи! Работаю в лагере,думаю многое пригодиться!
Рада, если что-то понравилось! Рекомендую посмотреть бесплатные сценарии квестов https://snova-prazdnik.ru/category/kvesty/kvest-deti-podr/stcenarii-kv-dety/ и несколько идей для лагеря, которые с театром не связаны:
https://snova-prazdnik.ru/meropriyatiya-v-detskom-lagere/