Сценарий квеста для 4-6 классов «Тайна старого компаса» (от 4 до 30 участников)

Сценарий квеста для 4-6 классов «Тайна старого компаса» (от 4 до 30 участников)

Я публикую сценарии редко, но каждый раз думаю, что нужно делать это хотя бы 4 раза в год. Ваши добрые комментарии с искренними отзывами о том, что детям понравился праздник с моими квестами, очень вдохновляют. Все предыдущие сценарии я писала для детских дней рождений в квартире или на даче. На такие праздники собирается обычно 4-7 детей, для них и старалась.

Все чаще я стала получать письма от учителей, библиотекарей, организаторов мероприятий в детских лагерях, которые просили продумать программу для целого класса из 20-30 детей. Я постаралась предложить идею для такого квеста, но надо понимать, что играть дети все равно будут в командах по 5-6 человек. Иначе это уже не квест, а хаос.

Как обычно, максимально учитываю особенности помещений, отсутствие актерских данных у ведущего, минимальный бюджет таких мероприятий. Надеюсь, какие-то идеи вам пригодятся.

Оглавление

Для какого возраста подходит этот сценарий квеста
Где можно проводить игру
Как организовать пространство
Краткое описание квеста
Затраты и способы сэкономить
Описание заданий квеста для класса
Финал
Другие бесплатные сценарии
Как скачать бесплатные материалы

Для какого возраста подходит этот сценарий квеста

Я специально сделала так, чтобы 11 из 13 заданий можно было поменять. Они никак не связаны друг с другом, поэтому смело оставляйте мою легенду и последние два задания с письмом и компасом, а все остальное подберите с учетом возраста детей.

Соберите более легкие головоломки, и уже дети 3 класса будут играть с удовольствием. Усложните задания, сохранив механику игры, и можете проводить в 7-9 классах.

Именно этот вариант, на мой взгляд, подойдет для детей 4-6 классов.

Где можно проводить игру

Сценарий написан для проведения квеста в помещении класса или в читальном зале библиотеки.

Во всех квартирных и дачных квестах используются бытовые предметы для закладывания заданий и подсказок. Именно поэтому идеи из тех моих сценариев можно использовать лишь частично.

Согласитесь, трудно представить, как 30 детей начнут рыться на полках школьного шкафа с тетрадями и пособиями, копаться в выдвижных ящиках учительского стола и приподнимать все горшки с цветами на подоконниках в поисках подсказки. То же самое можно сказать о библиотеке или зале в кафе.

Я продумала способы получения подсказок и финал с обнаружением подарков без обыска помещений.

Как организовать пространство

Класс нужно разделить на 4-5 команд по 4-6 детей. Раздвиньте столы так, чтобы получилось несколько отдельных «штабов». У каждой команды будет относительно изолированное место для обсуждения заданий квеста. Если включить тихую фоновую музыку, подслушивать друг друга будет сложно.

Если в классе 20 человек, будет 4 команды по 5 участников.
24 человека — 4 команды по 6 участников.
30 человек — 5 команд по 6 участников.

Еще нужен один стол для ведущего. Если квест ведет учитель, можно использовать учительский стол. Там тоже ничего не надо прятать, просто выдавайте новое задание или подсказки, а дети сами будут приходить «на почту».

Легенда и краткое описание квеста

Я придумала историю и механику этой игры. Не пугайтесь, ничего мудреного. Задания достаточно простые, большая часть из них на внимательность, меньшая — на логику и сообразительность. Я все печатные материалы нарисовала и подготовила к печати, в конце статьи скачаете по ссылке и распечатаете комплекты по количеству команд.

Тексты самого дневника дублировать не буду, чтобы вы не запутались. Увидите их в одной папке на облачном сервисе.

Итак…

Ведущая сообщает, что получила странное письмо по электронной почте с неизвестного адреса. Она зачитывает вслух и раздает каждой команде копию письма путешественника, который волей случая оказался на маленьком необитаемом острове. Тот нашел старый дневник человека, который более 100 лет назад жил на маленьком пятачке земли несколько лет. На страницах — загадки и головоломки, многие из которых решаются достаточно быстро, но тайна дневника так и не раскрыта. К письму прилагается странный компас с числами, расположенными по кругу.

Вести квест может учитель, родитель, старшеклассник. После зачитывая письма нужно просто сидеть за столом. На столе нужно разложить комплекты заданий по количеству команд. 4 команды — 4 стопки с заданиями.

Каждая команда выполняет задание на странице дневника, один представитель команды ходит «на почту». Показывает ответ ведущей и получает новый лист с головоломками. Если команда не знает, как подступиться к заданию, почтальон подскажет за золотую монету.

Чем больше монет останется у команды, тем лучше ее результат в финале игры (этот факт мы просто отмечаем устно, приятно быть самыми умными, ведь подарки получат все одинаковые).

Вместе с последним заданием дети находят недостающую часть компаса, «вычисляют» по нему необходимые буквы, с помощью всех 13-ти страниц дневника складывают слово. Это слово можно обозначить символом, который участники квеста обнаруживают на одном из воздушных шаров. Лопают шар — находят записку с точным указанием места, где спрятан сюрприз.

У «бумажного» квеста, безусловно, есть минусы. Почти нет реквизита, нельзя делать ставку на актерские способности ведущего, много участников и мало квадратных метров. Но я с уверенностью могу сказать, что нашла достойный выход даже в такой ситуации!

Если вы в Москве, наши ведущие привезут 50 кг реквизита в школу, на дачу, в кафе, в парк. Проведут эффектную игру с использованием необычных приспособлений, разработанных специально для квестов. Вот тут описание с ценами.


Затраты и способы сэкономить

Цветная печать нескольких комплектов заданий
Конечно, все цветное выглядит эффектнее, но можно распечатать и на черно-белом принтере.

Шары по количеству участников (в конце я написала, как можно обойтись без них)
Небольшие надутые шары нужно высыпать из мешка (можно использовать большой полиэтиленовый на 240 литров) в финале квеста, в одном из шаров будет последняя подсказка-символ о нахождении подарков. Это еще весело и красиво, потом можно устроить дискотеку, танцевать и подкидывать шары, дети так быстрее раскрепощаются.

Шоколадные монеты
Их нужно по 13 штук для каждой команды для обмена на подсказки. Потом все им же отдадите к чаепитию. На монеты можно не тратиться, если распечатать и вырезать бумажные.

Подарки
Это могут быть новогодние сладкие наборы, если праздник в конце декабря, маленькие сувениры к общему празднику 23 февраля и 8 марта, настольные карточные игры к концу учебного года и т.д. Еще дарят шоколадки, кружки, яркие носки с рисунками, необычные канцтовары, коробочки для завтраков, текстильные пеналы или кошельки и т.д.

Если все это не планируется, подарком от родителей можно объявить организованное после квеста чаепитие.

Оформление класса
Если игра не перед новым годом (в этом случае достаточно красоты), сделайте из зеленой гофрированной бумаги разных оттенков связки больших пальмовых листьев, развесьте их по углам класса,  разложите на столах крупные цветы из бумаги тишью (готовые стоят достаточно дешево, можно не возиться с изготовлением). Пусть наш необитаемый остров будет эффектным.

Еще рекомендую положить на столы яркие скатерти и поставить коробочки с соком из тропических фруктов для каждого участника. Мелочи, а помещение сразу становится праздничным.

Без всего этого можно обойтись, так как на суть квеста оформление класса никак не влияет.

Задания для квеста в классе

Это линейный квест. Задания выполняются в таком порядке, как я написала. Поменять местами и заменить своими заданиями можно все, кроме первого и двух последних, иначе вся логика пропадет. Читайте внимательно, что нужно выдавать детям «на почте» перед каждым заданием.

Начало игры

Письмо

Все команды садятся за свои столы. На столах нужно положить черновики, ручки, 13 шоколадных или бумажных монет. Ведущая зачитывает письмо путешественника вслух, потом дает короткий инструктаж: «На почту всегда приходит один представитель команды с готовым ответом или с просьбой о подсказке в обмен на золото. Обязательно сохраняйте до конца игры это письмо и все листки дневника. Большие круги на правой части листа пригодятся только на последнем задании.»

Загадки на страницах дневника

сценарий квеста в классе

«8 июля 1916 года»

Выдать на почте: Лист 1, письмо путешественника, вырезанный круг маленькой части компаса с цифрами.

На листке дневника  — первая загадка, нужно догадаться, какое изображение должно быть в пустой клетке.

Ответ: А

Напомню, листок с решенной головоломкой нужно принести почтальону на проверку. Если ответ неверный, забирайте у команды золотую монету. Если пришлось подсказать, команда тоже должна заплатить. Само решение дети пишут на правой пустой стороне листка. Букву в большой круг в правом нижнем углу можно будет вписать только на последнем задании.

задания для квеста в школе

«8 июля 1919 года»

Выдать на почте: Лист 2.

На необитаемом острове была богатая растительность. Нужно угадать ягоды, фрукты и овощи, которыми питался владелец дневника. Пять анаграмм.

Ответы: си + вал = слива, пень + сила = апельсин, рог + диван = виноград, клан + жаба = баклажан, вес + лак = свекла.

«9 июля 1916 года»

Выдать на почте: Лист 3.

На левой странице дневника  — координаты. На правой — сетка, похожая на поле для игры «Морской бой». Тут просто надо быстро и внимательно заштриховать квадратики. Так дети разгадают, какие именно существа встречал в пещерах автор дневника.

Это точно получается у всех без подсказок, я и дальше чередую легкие и сложные задания.

Ответ:

Следите, чтобы не было отстающих команд, ориентируйтесь на тех, кто действует быстро и слаженно, напоминайте, что подсказку можно получить за монету.

«22 августа 1915 года»

Выдать на почте: Лист 4.

Интересная загадка. Все пытаются найти закономерность, но ее здесь нет. В данном случае изображение нужно просто перевернуть, и вы узнаете, под каким номером лодка стояла на причале.

Напоминаю, за подсказки вы берете золотые монеты!

Ответ: 87

загадки для квеста для всего класса

«1 апреля 1915»

Выдать на почте: Лист 5.

На очередном листке дневника — старая загадка с лошадьми и подковами. Уравнение в картинках на внимательность.

Ответ: 21
(1 лошадь = 10. 1 подкова =2. 1 сапог = 1. И не забыть, что умножение выполняется до сложения!)

головоломка для квеста

«9 июля 1918 года»

Выдать на почте: Лист 6.

И эта головоломка решается быстро, нужно только уловить суть шифра. Просто представить, что буква написана боковыми сторонами ячейки. буква А — уголок с нижней и правой стороной. Буква Д — полноценная клетка.

Ответ: жизнь

детский квест для целого класса

«22 августа 1919 года»

Выдать на почте: Лист 7.

Тоже все просто и быстро. Автор дневника рассказал, что его остров очень необычной формы. На картинке он изобразил его дважды, нужно просто найти.

Ответ: На правой стороне разворота дневника нужно нарисовать фигуру, напоминающую кубок или вазу. Именно эта небольшая фигура нарисована два раза (в левом верхнем углу и справа вторая сверху на фоне многоугольника).

загадки для квеста в школе

«14 февраля 1915 года»

Выдать на почте: Лист 8.

Автор дневника продолжает загадывать загадки. На этот раз — короткая история о торговцах и гончарах, правде и лжи.

Ответ: гончар был один

  1. Если бы гончаров не было, то торговцам пришлось бы сказать правду, что все остальные торговцы, а это противоречит условию задачи.
  2. Если бы гончаров было больше одного, то каждому гончару пришлось бы соврать, что остальные торговцы.

«19 декабря 1919 года»

Выдать на почте: Лист 9.

Автор дневника рассказывает о своем наблюдении отражения горы в озере. Детям надо догадаться, что они видят только половину слова. Кстати, это не так очевидно, когда вы не видите решение.

Если приставить зеркало или выключенный экран смартфона, можно быстро записать правильный ответ. Можно догадаться и без вспомогательных предметов, естественно. На столе учителя должно быть карманное зеркало на случай, если участники придут покупать подсказку.

Ответ: ВЕНОК

12 июня 1916 года

Выдать на почте: Лист 10, набор для сборки поделки в пакете или коробке (ножницы, трубочки для коктейля, деревянные шпажки, вырезанные из картона следы, широкий скотч)

Чтобы дети немного отдохнули от головоломок, предлагаем им собрать простую и эффектную поделку «бегущие ноги». Перед финальным заданием представители каждой команды будут участвовать в «забеге». Команда, чьи ноги укатятся дальше всех, участвует в поисках ЗНАКА. Само соревнование повеселит, еще избежим толкотни в финале игры.

Для выполнения задания 10 листа достаточно собрать конструкцию. На YouTube много коротких видео на 60-90 секунд, на которых видно, как именно бегают эти ноги. Можете посмотреть сами или даже отправить ссылку участникам квеста.

Если некогда готовить все эти материалы, предложите сложить по инструкции какую-нибудь фигурку оригами.

Чтобы заменить «бегающие ноги» любым другим заданием, замените текст Листа 10. В папке для скачивания будет пустой шаблон страницы дневника. Я все делала в фотошопе, шрифт Trattatello.

задания для квеста для 11-13 лет

«30 октября 1917 года»

Выдать на почте: Лист 11.

Новая страница дневника с очень простым заданием на 1-2 минуты. Запутанные тропинки, среди которых нужно найти правильную.

Ответ: 2

Легкие задания в квесте нужны для отдыха, так что не стоит менять его, даже если вы проводите игру со старшеклассниками.

«18 сентября 1919 года»

Выдать на почте: Лист 12, код к разгадке письма

В самом начале игры участники получили копии письма путешественника, который нашел дневник. Именно его письмо нужно разгадать с помощью кода (еще один лист с точно таким рисунком в нижней части листа дети получают вместе с очередным заданием).

Всем сразу понятно, что надо наложить один лист на другой и прочитать с помощью яркого источника света. Можно приложить к окну. Если за окном темно, письмо читаем у настольной лампы или просто включаем фонарик на смартфоне и просвечиваем два листа вместе.

Ответ: «компас на компас»

Если наложить два листа друг на друга, некоторые буквы выделятся в рамочку. На третьей картинке видно, как я приложила к окну, читается четко. Из этих букв сложится нужная фраза «компас на компас».

«1 апреля 1917 года»

Выдать на почте: Лист 13, большую часть компаса.

Напомню, маленький круг с компасом дети получили с письмом путешественника в самом начале. Фраза «компас на компас» из прошлого задания  пригодится командам сейчас. Нужно наложить две части компаса друг на друга.

Теперь они видят месяца, числа и буквы. Напомните, что нужно достать все 13 страниц дневника и найти буквы, из которых сложится главное слово. Например, на странице дневника написано: «9 июля 1916 года». Смотрим — буква Н. Вписываем ее в большой круг на правой стороне разворота дневника.

Чтобы из букв сложилось слово, нужно внимательно распределить страницы по датам (есть одинаковые месяца и числа, но отличается год).

Да, я хотела запутать игроков. Несколько букв одинаковых, чтобы сложить слово, надо учитывать год, указанный в заголовке страницы. Подскажите, чтобы дети разделили между собой страницы и пользовались компасом одновременно. Так быстрее.

Напоминайте командам, что обсуждать задания нужно тихо, чтобы игроки других команд не подслушали момент озарения.

Ответ: БЕСКОНЕЧНОСТЬ (из набора букв Б, Е, Е, К, Н, Н, О, О, С, С, Т, Ч, Ь)

Должно получиться так:

Меня часто спрашивают, сколько по времени занимает такой квест. Я придумывала задания примерно на два школьных урока по 45 минут. На самом деле ведущий квеста может ускорять игру при необходимости. Если команды по 6 человек, можно выдавать сразу по 2 задания. Трое займутся одной головоломкой, трое — другой.

Еще можно давать намеки и подсказки, если видите, что какая-то команда справляется хуже других. Я вообще советую взять ассистента (эту работу может выполнять кто-то из родителей или взрослых учеников). Учитель пусть сидит «на почте», а помощник наблюдает за столами игроков.  



Финал квеста

Место, где лежат подарки, можно пометить сразу без всяких шариков. Если вы знаете, что дети раньше времени не залезут в шкаф, рисуйте знак бесконечности сразу на дверце шкафа.

Если в классе (библиотеке, кафе) ничего спрятать не получается, надуйте пару десятков шаров и в финале вытряхните их из большого мешка. На одном из шаров будет нарисован нужный знак. Дети лопают этот шар и находят записку с удобным для вас тайником: «Клад в столовой», «Сюрприз в кабинете химии», «Откройте входную дверь, там сюрприз», «Ваши подарки в одёжном шафчике номер 210» и т.д.

Если участники делали поделку «бегущие ноги», перед выбросом шаров устраиваете соревнования. Команда, чьи ноги укатятся дальше других, получает право поиска ЗНАКА. Право на участие в финале есть и у тех игроков, чья команда сохранила больше золотых монет.

Другие бесплатные сценарии

Квест можно организовать в день летних именинников, к Новому году, к общему празднику для мальчиков и девочек к 8 марта и 23 февраля, отметить конец четверти или учебного года, порадовать детей в летнем лагере, организовать развлекательное мероприятие в библиотеке (робинзонада).

В этой игре задания можно менять на свои или взять идеи из других моих квестов.

Вот бесплатные сценарии и отдельные задания.
Безумное чаепитие в классе.
Игры и конкурсы по разному поводу.

Если все приурочено Новому году, добавьте до или после квеста что-то подходящее из моих подборок застольных игр:

год быка подборка конкурсовВстречаем год Быка 2021!

Готова подборка идей к Году Быка!

Посмотрите интересные конкурсы и в других сценариях: «Год Крысы» «Год Свиньи»«Год Петуха», Год Собаки,  «Год Лошади», «Год Обезьяны» (это моя любимая подборка), «Год Козы».
Вот сценарий новогоднего квеста для детей 4-8 лет «Волшебные часы Деда Мороза»


Как скачать задания для квеста

По этим двум ссылкам вы получите бесплатный доступ к одинаковым файлам, даю на всякий случай запасной вариант. Напоминаю, если играет 4 команды, распечатать нужно все файлы 4 раза.

Вот тут все готовое к печати для этого квеста (Яндекс Диск)
Запасная ссылка на Гугл Диск

Если у вас будет желание поощрить мои старания (все это придумать и нарисовать было не очень быстро), буду рада любой сумме :-).

Ваша Ирина Панасьян, автор проекта «Снова Праздник»



  1. Любовь
    #1 Любовь 4 Июнь, 2021, 14:53

    Большое спасибо! Очень интересный квест! Огромное спасибо за его бесплатность (в плане скачивания!!!)

    Ответить
  2. Мария
    #2 Мария 13 Май, 2021, 13:12

    Спасибо большое! Как раз готовимся к окончанию года! То что нужно для класса!

    Ответить
  3. Ирина
    #3 Ирина 12 Декабрь, 2020, 16:57

    Ирина, спасибо, за проделанную работу.Обязательно воспользуюсь!В первом задании ответ А,но в по факту Б(Бесконечность).опечатка?

    Ответить
    • Ирина Панасьян
      Ирина Панасьян Автор 12 Декабрь, 2020, 19:09

      Нет-нет, ответ «А» никак не связан с главным словом. Это просто ответ (посмотрите, ответом на другие вопросы будет рисунок, фраза, поделка и т.д.). Буквы собираются другим способом с помощью компаса.
      Ирина, я учла особенности таких сценариев. Многие пользователи меняют задания с учетом возраста и интересов игроков. Если жестко привязать к буквам, менять задания будет сложно. Так что все продумано! Никаких опечаток 🙂

      Ответить
  4. Дмитрий
    #4 Дмитрий 12 Декабрь, 2020, 11:53

    Ирина, у вас классный сайт! Особенно восхищают идеи «из ничего». Этот сценарий квеста именно такой, можно ничего не закупать, затраты только на печать. Скачал, спасибо!

    Ответить
  5. Алла
    #5 Алла 12 Декабрь, 2020, 11:31

    Сначала показалось, что много заданий и я запутаюсь при подготовке )). Оказалось, что вы просто все подробно расписали. Супер! Особая благодарность за материалы с заданиями, которые можно просто распечатать. Это очень экономит время!

    Ответить
  6. Alex
    #6 Alex 11 Декабрь, 2020, 19:25

    Ирина, вы просто услышали мою боль. В этом году мы не можем приглашать в класс ведущих, хочется устроить квест своими силами. Тут еще и переделывать ничего не надо, вы все предусмотрели для наших 24 шестиклассников. Пока посмотрел очень поверхностно, но что-то мне подсказывает, что все будет отлично )). Спасибо! И успехов! Может мне кажется, но каждый ваш новый сценарий лучше предыдущего.

    Ответить
    • Ирина Панасьян
      Ирина Панасьян Автор 11 Декабрь, 2020, 19:32

      Надеюсь, что вы правы! Я очень старалась. Каждый раз думаю, что больше не ввяжусь в запутанную историю, уж очень много времени уходит на подготовку печатных материалов и описание заданий. Но стоит мне прочитать в комментариях, что все это кому-то нужно, хочется придумывать что-то интересненькое еще и еще!

      Ответить

<