Посмотрела несколько программ для лагеря дневного пребывания и других детских летних лагерей. В принципе, они все похожи. В каждой программе учитывается духовно-нравственное, социально-патриотическое, творческое, интеллектуальное, спортивное направления развития.
Это хорошо и правильно, но я, как мама, очень хотела бы, чтобы внимание моего ребенка сфокусировали на умениях и навыках, которые так необходимы современному человеку. Конечно, дома мы обсуждаем что-то в этом духе, но дома нет команды ровесников, с которыми все это выглядело бы развлечением, а не родительским наставлением. В школе же во время учебного года всем этим заниматься совершенно некогда, никаких претензий.
Я вот подумала, что в программу лагеря можно было бы «вживить» такие темы для обсуждения с посильными практическими занятиями в развлекательном формате, которые помогли бы моему сыну и его ровесникам лучше ориентироваться в ежедневной лавине информации.
Искусственный интеллект с каждым годом забирает у человечества все больше и больше понятной работы. Чем это закончится, не может спрогнозировать ни один современный философ. Есть всякие предположения, конечно, но однозначное развитие событий никто описывать не рискует.
В этой связи нашим детям надо уметь быстро подстраиваться под стремительно меняющийся мир. Такого вызова не было ни у одного поколения людей, согласитесь.
Программа для лагеря дневного пребывания для детей 8-12 лет: 5 принципов
Как правильно назвать детским языком понятие «личная эффективность», я пока не знаю, но это именно то, что нужно детям и подросткам. Мне кажется, можно найти правильные слова и интересные мероприятия, благодаря которым даже за 2-3 недели дети получат вектор дальнейшего развития.
Я сформулировала несколько принципов, которые важно учесть при составлении программы для лагеря дневного пребывания. Темы перечислю ниже, принципы актуальны для каждой.
Принцип 1. Больше конкретики
Пусть это будет не лавина знаний, которая летом в голову все равно не помещается, а 2-3 четких факта, простых и наглядных. Таких, которые эмоционально западают в душу, их хочется рассказать родителям и друзьям.
Например, если речь о спорте, то с именами и удивительными фактами биографии этих фигуристов, гимнастов, синхронисток и т.д. В первую очередь, конечно, рассказываем о российских героях спорта. Два-три имени достаточно. Важно, чтобы дети быстро вспоминали и находили на фотографиях Дину и Арину Авериных, к примеру. Знали Яшина, Харламова и т.д.
Великих людей из прошлого и настоящего приводим в пример в любой теме: наука, искусство, спорт, политика и т.д. Чтобы лучше мотивировать к запоминанию имен и фактов, обещайте в конце смены викторину с призами.
Принцип 2. Вектор внимания
Отвлекающих внимание факторов у современного человека так много, что справиться с ними может только очень ответственный и организованный взрослый. Ребенку выпутаться из социальных сетей с бесконечным потоком легкой для восприятия развлекательной информации практически невозможно. Именно поэтому ставим интересные реальные цели на ближайшие 2-3 недели и помогаем сосредоточить на них внимание. Сложный и важный навык!
Принцип 3. Пошаговый план
Кому-то из детей понятнее заимствованное слово чек-лист, называем как угодно. Смысл в формировании навыка составления толкового плана действий. Показываем примеры, предлагаем составить чек-лист самостоятельно, даем советы, соединяющие пошаговый план с реальностью.
Принцип 4. Достижение цели, пусть маленькой, но конкретной
Про достижение целей очень много информации для взрослых. Почему-то родители и школа максимально долго оберегают детей от всех этих важных организационных моментов, и очень зря. Летний лагерь — хорошее место для того, чтобы научиться ставить большие и маленькие цели, разбивать их на этапы, чувствовать силу маленьких шагов.
Пусть это будут какие-то простые, но понятные цели: научиться отжиматься 10 раз, нарисовать/срисовать для себя мотивационный плакат в стиле леттеринг, выучить слово «Спасибо» на 10 языках, запомнить названия 20 картин известных художников, придумать комикс, снять и смонтировать в приложении смартфона документальный фильм «Утро в лагере», разучить со своим отрядом классный танец и т.д. Иначе говоря, это что-то такое, что можно объявить или записать в виде целей и выполнить к концу смены.
Принцип 5. Подведение итогов
О том, что будут подводиться итоги, детям надо объявить заранее: в каком виде будут представлены доведенные до финала проекты, сколько минут дается на презентацию, как будет выглядеть пост в группе Вконтакте для голосования и т.д.
Как составить программу «Мир возможностей» для лагеря дневного пребывания
Обычно смена в школьном лагере длится 3 недели (точнее, 15 рабочих дней). Безусловно, можно назвать каждый день, как это обычно бывает в подобных программах: «День Дружбы», «День космоса», «День спорта», «Красота спасет мир», «Планета сказок», «День смайлика» и т.д., но при этом обращать внимание детей на то, какому навыку посвящена каждая неделя.
Идей набросаю больше, чем реально реализовать, чтобы можно было выбрать, что подходит именно вашим детям и тому составу педагогов, который будет работать в лагере.
Сразу скажу, что тут я написала только мотивационную часть. При составлении распорядка дня все будет так, как обычно в вашем лагере дневного пребывания (утренняя зарядка, экскурсии по городу и на предприятия, кружки по интересам, спортивные состязания, творческие конкурсы и мастер-классы, подготовка к концертам, съемки видеороликов и фотосессии для соцсетей, дискотеки, флешмобы и т.д.).
В любую смену всегда хочется вложить больше смысла, активировать любознательность, расширить картину мира, научить чему-то важному, разбудить способности или даже таланты подопечных.
Неделя 1. Сила маленьких шагов
День 1. День великих открытий.
В школьном лагере собираются дети из разных классов (иногда и из разных школ), поэтому начинается все, конечно, со знакомства друг с другом и самим лагерем. Делим детей на небольшие группы по 4-6 человек и предлагаем в произвольном формате изобразить лагерь в виде острова, который им довелось открыть.
Контуры острова произвольные, но можно и в виде какого-то предмета, буквы или цифры. Название надо придумать не только для всего острова, но и для каждого «открытого» детьми объекта: столовой, туалетов, игровой комнаты, спортивной площадки, беговой дорожки, кинозала и т.д.
Это будет знакомство друг с другом и веселое освоение территории. Обязательно рассмотрите вместе все новые острова и сфотографируйтесь на фоне нового архипелага.
День 2. Путеводная звезда.
Второй день уже можно посвятить разговорам о целях. Для детей нужны наглядные и немного шуточные примеры: «Сидит наш повар и мечтает о борще. О том, как вы будете его с удовольствием есть после долгой прогулки со сметаной и свежим хлебом… Мечтал-мечтал, и оставил вас без обеда. Это шутка, конечно. Повар не мечтает, а действует! И борщ получается вкусным, если своевременно выполнить все шаги для его приготовления».
Дальше придумываете с детьми разные реальные и нереальные цели, помогаете определить шаги для их достижения. В итоге помогите выбрать что-то такое, чему можно успеть научиться за эту смену в лагере.
Например, Оля, 10 лет:
Хочу научиться вязать крючком маленькие игрушки амиругуми.
Шаг 1. Нахожу схему игрушки для начинающих и понятный видеоурок на YouTube
Шаг 2. Подбираю нитки и крючок для своей первой игрушки.
Шаг 3. Прошу взрослых научить меня вязать цепочку и столбик без накида
Шаг 4. Тренируюсь вязать по кругу.
Шаг 5. Начинаю вязать выбранную игрушку по схеме
Шаг 6. Уделяю время своей цели каждый день.
Шаг 7. Заканчиваю свою первую амигуруми и фотографирую результат для друзей
Артем, 9 лет:
Хочу научиться бегать 100 метров на «5»
Шаг 1. Прошу учителя физкультуры измерить, какой результат у меня сейчас.
Шаг 2. Узнаю, за сколько секунд я должен буду бегать 100 метров в сентябре.
Шаг 3. Ищу советы тех, кто быстро бегает, в интернете, прошу помощи у учителя.
Шаг 4. Узнаю, какие упражнения помогут мне увеличить скорость бега.
Шаг 5. Тренируюсь каждый день так, как посоветовал учитель.
Шаг 6. Уделяю время своей цели каждый день.
Шаг 7. В конце смены прошу зафиксировать новый результат.
Вместе с детьми рисуем большой плакат со звездочками — личными целями. Сразу скажите, что можно передумать, уточнить или поменять цель в ближайшие три дня. Важно, чтобы каждый ребенок придумал себе интересную достижимую и измеримую цель, результат которой можно зафиксировать в конце смены.
К звездному небу еще вернемся!
День 3. Ну-ка все вместе.
Личные цели поставлены. Теперь можно поставить коллективные цели. Они должны быть маленькими, но понятными. Лучше что-то такое, что можно показать на концерте к закрытию смены.
Например: Выучить слова двух песен. Научиться на 10 разных языках говорить слово «Спасибо» или «Привет». Подготовить танцевальный флешмоб. Сделать общую выставку рисунков по одной теме. Записать видеоролик с чтением сказки Пушкина (каждый по 2-4 строчки). Вырастить рассаду и посадить в школьном дворе новые цветы.
День 4. Личное достижение.
В этот день предложите детям вспомнить моменты, когда они почувствовали свой успех. Пусть маленький, пусть заметный только им самим, но это должно быть что-то такое, что позволило им гордиться собой.
Сам сварил на ужин гречневую кашу с сосисками и накормил родителей после работы. Сама научилась монтировать красивые видеоролики в приложении смартфона. Сам подготовился и исправил плохие оценки по русскому языку.
Это не хвастовство. Важно вернуть ребенка в момент личного успеха. Напомнить, что у него уже есть опыт достижения цели, а ощущение радости той победы можно испытать еще много-много раз, достигая новых высот.
День 5. Бесконечность.
За предыдущие 4 дня дети услышали много разных историй, примерили на себя разные цели. В этот день помогаем еще дальше расширять картину мира. Рассказываем, как много в жизни человека разных направлений для развития, как можно совершенствоваться, используя только самые доступные средства: интернет, опыт окружающих взрослых, книги и т.д.
Это такая же бесконечность возможностей, как звездное небо, как бесконечная Вселенная. Предложите детям посоветовать друг другу интересные идеи. Иногда со стороны виднее, какую именно цель можно выбрать на ближайшие 2-3 недели.
Неделя 2. Великие люди
Я для примера напишу, так как конкретных великих людей вы можете подбирать по любым темам. Длинные биографии нам сейчас не понадобиться. Выбираем ту информацию, которая рассказывает о цели великого человека и тех шагах, которые он предпринял для достижения.
Важно упоминать о том, что неудачи не остановили этих людей. Они продолжали искать, экспериментировать, сочинять или тренироваться, достойно обходя все препятствия.
Чтобы дети запоминали каждый день 3-4 имени великих людей, сделайте отдельный стенд, но лучше на всю смену завести альбом для рисования, в котором дети будут делать пометки и рисунки с названиями.
День 1. Великие путешественники (полководцы, космонавты и т.д.)
Примеры великих путешественников и первооткрывателей прошлого связываем с биографией нашего современника — Федора Конюхова. О нем есть документальные фильмы, можно включить.
Сочетаем с программой «Вокруг света», в интернете много идей для такого мероприятия в лагере.
День 2. Изобретатели (ученые, философы), которые изменили мир
Изобретателей колеса мы уже не найдем, а вот с электричеством, радио, самолетами, ракетами, цифровыми технологиями и т.д. можно разобраться.
Сочетаем с мероприятиями ко «Дню изобретателя» с мастер-классами.
День 3. Гениальные врачи, создание лекарств и методов лечения
Упоминание о случайном изобретении пинициллина будет интересным. Рассказываем о том, как были побеждены болезни, которые уносили тысячи жизней в прошлом. О современных возможностях медицины. Пара имен гениальных российских врачей.
Сочетаем с «Днем здоровья».
День 4. Люди искусства: поэты, писатели, художники, композиторы
Снова берем только интересные факты и 2-3 примера. Акцент на то, как человек шел к своей цели, даже если его творения не были по достоинству оценены при жизни.
Сочетаем с «Днем театра» или созданием галереи шедевров ко «Дню музеев».
День 5. Великие спортсмены
Дети мало знают об успехах российских спортсменов. Находим яркие примеры из прошлого и настоящего, запоминаем имена и достижения.
Сочетаем с традиционной Олимпиадой или «Днем спорта», смотрим вместе «Легенду №17», ставим собственные рекорды и т.д.
Неделя 3. Открытый мир
День 1. Как увлечение становится делом жизни
Рассказываем о том, какое у людей бывает хобби, каких результатов можно достичь, если выбрать интересное увлечение в детстве. Примеры из реальной жизни. Собираем вместе идеи разных увлечений для девочек и мальчиков, пытаемся «примерить» на себя.
Как стать яркой и интересной личностью. Что люди называют харизмой. Почему нам нравятся конкретные люди (анализируем, что именно в них привлекательного). Это может быть известный человек или просто популярная личность в школе.
День 2. Полезные навыки: чему можно научиться дополнительно
Есть взрослые люди, которые постоянно учатся чему-то новому, хотя все окружающие давно считают их гениями эффективности. Лично на меня произвел впечатление предприниматель, автор 80 книг и сотен курсов Олег Брагинский. Он овладел 700 навыками, которые помогают ему работать быстрее и качественнее всех. Истории о его карьере похожи на сочинения писателей-фантастов.
Обсуждаем с детьми навыки, которыми должен владеть современный человек. Например, скорочтение, быстрый набор текста на клавиатуре, умение легко договариваться с людьми в конфликтных ситуациях, умение красиво выступать публично, делать эффектные презентации, монтировать видеоролики, быстро и правильно писать доклады по разным школьным предметам и т.д.
Самый главный навык современного человека — управление временем. Как справляться с лавиной ненужной информации, как успевать делать все важное и находить время для любимых занятий.
Самопрезентация без хвастовства и принижения достоинств. Пробуем рассказывать о себе в будущем (придумать, чего ты достиг к 30 годам, например). Что умеешь, кем стал, где живешь, как выглядит твой дом (двор, город) и т.д.
День 3. Безопасность в твоих руках
Об этом с детьми говорят постоянно, но лучше еще раз повторить. Куда обращаться в случае опасности дома и на улице, кому верить или не верить в соцсетях, как правильно вести себя при большом скоплении людей, как следить з а своими вещами в дороге и т.д.
Тут же говорим об опасных увлечениях, даже если это касается безобидного рукоделия. Например, токсичные краски или клей, некачественные инструменты, нарушение техники безопасности.
Как пользоваться приложениями в смартфоне. Сделать конкретное задание по приложению «Карта города», например. Особенно хорошо попробовать выйти к остановке общественного транспорта с середины парка. Все это делаем все вместе с вожатыми, естественно, но каждый следит за направлением по смартфону.
День 4. Как быть здоровым
Многие взрослые увлечены ЗОЖ, но детям, почему-то, все важные вещи про питание, движение и образ жизни преподносятся однобоко. Все вкусное вредно, и точка. Немного больше понятных объяснений с примерами, и дети сами будут внимательнее относиться в своему здоровью.
Тут можно научиться готовить три полезных завтрака. Разучить несколько самых важных движений для ежедневной зарядки. Порассуждать о пользе ходьбы, питьевого режима, соблюдении режима дня.
Когда речь идет о продолжительности жизни, почему-то даже первоклашки начинают слушать внимательно.
День 5. Хорошее настроение
О том, как не залипать на неудачах, спорах с родными и учителями, конфликтах с ровесниками. Как относиться к конструктивной критике. Дать четкие советы психологов, как улучшить настроение и взять себя в руки в сложной ситуации.
Много энергии помогает добиваться больших результатов. Что мешает быть активным и результативным?
Если смена у вас не три недели, а полный месяц, можно добавить дни, посвященные великим людям из разных областей — нашим современникам. Еще одна интересная тема — литературные персонажи, которые что-то изобретают. Таких много у фантаста Беляева, например. Любителям детективов можно обратить внимание на гениальных сыщиков.
Конечно, подготовка такой программы потребует много времени, но, по-моему, это интересно нам самим. Стать лучшей версией себя, уж простите за замусоленную фразу, хочется большинству современных людей. Современному поколению детей намного сложнее удерживать произвольное внимание, и это не их вина.
Давайте попробуем помочь себе и детям справляться с потоком информации и достигать поставленных целей!
По теме
У меня на сайте много полезных материалов, которые можно использовать в школьном лагере дневного пребывания.
Вот шпаргалка для составления квестов.
Бесплатные сценарии квестов.
Вот как можно провести квест для 30 детей одновременно.
Вот несколько идей для лагеря.
Вот подборки конкурсов и игр «по возрасту и по поводу».
Ирина Панасьян, автор проекта «Снова Праздник».